Наш Музей

 

«Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества», -  писал Ю. М. Лотман. Музей русской народной культуры является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории нашей культуры.

В сентябре 2000 года основан музей русской народной культуры, который стал главной достопримечательностью нашей школы. Музей образован усилиями учителя технологии Митюкляевой Надежда Геннадьевна, её очень интересовала русская культура, особенно декоративно прикладное творчество. Идея создания музея стала очень близка и интересна директору школы Станкевич Елена Александровна, она выделила небольшое помещение для создания музея.  Первые экспонаты тесно были связаны с декоративно прикладным творчеством, это были работы, выполненные учащимися на уроках технологии. Коллекция очень быстро увеличивалась благодаря тому, что учащиеся, их родители и учителя приносили экспонаты в музей. Это были предметы быта жителей как сельской, так и городской местности.

     Работа музея направлена на сохранение традиционной культуры русского народа. Для современного поколения важно знать, кто их предки, как они жили, каковы традиции, язык, обычаи, история родного народа. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир детей. Целью создания музея было познакомить детей и взрослых с тем, как жили люди другого времени, пробудить интерес, приобщить их к истокам народной культуры, способствовать принятию нравственных ценностей русского народа. Особенно важно, чтобы услышанное и увиденное прошло через их душу, формировало мир эмоций.

В музее расположено несколько экспозиций:

-  экспонаты декоративно прикладного искусства;

 - интерьер и предметы русского народного быта;

- русский народный костюм;

- русская народная кукла;

- предметы городского интерьера;

- военно-историческая выставка, посвящённая победе советского народа в Великой Отечественной войне.

На выставке представлены предметы декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов России: гжель, хохлома, дымковские и филимоновские игрушки, матрешки.

Богатая этнографическая коллекция, включает в себя традиционные народные костюмы, женские головные уборы, ярко представляющие особенности местной культуры, а также разнообразные бытовые предметы ручной работы мастеров, домашнюю утварь и орудия труда. Представлены предметы позапрошлого и прошлого столетия: деревянная посуда, керамика, глиняная посуда, изделия из стекла, лозы. На полках, украшенных вышивкой,  стоят самовары, шкатулки, берестяные и плетённые изделия, корзины, вазы, посуда, сувениры.

Выставка знакомит с обрядовыми, игровыми куклами и куклами-оберегами, на протяжении веков сопровождавших быт русских крестьян Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее и для детей, и для взрослых.

Традиционные обрядовые куклы воплощают такие ценности, как  жизнь, продолжение рода, здоровье, семья, труд, добро, красота. Обрядовых кукол почитали, размещая их на самых важных местах в избах, наделяя определённой защитной силой.  На выставке можно рассмотреть куклы-скрутки, зерновушку,  кувадку, берегиню. Масленицу.

Гончарное искусство, кружевоплетение и вышивка - интереснейшие виды народного искусства, связанные с созданием праздничной одежды, предметов убранства жилого интерьера, подарков, изделий из различного материала. В коллекции музея представлены: резьба и роспись по дереву, узорное ткачество, керамика, набойка, деревянная и глиняная игрушка, вышивка, кружевоплетение, вязание и ковроделие. Они не только демонстрируют обилие способов обработки традиционных природных материалов, но и свойственное каждому виду многообразие выразительных средств, стилистических направлений и образных решений.

Большое место в музее занимает экспозиция «Интерьер и предметы русского народного быта». На макете деревянной избы можно познакомиться с основными важными предметами быта. Большая часть оформления музея – это русская изба. Посетители оказываются в старинной русской избе.  

Изба - жилище простого русского крестьянина и его семьи. В крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси. 

Главное место в избе занимала русская печь, в печи чугунок, у печки ухват, кочерга, помело. На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Сундук являлся обязательным предметом повседневного обихода. В центре стоит большой стол с лавками. Можно здесь рассмотреть колыбель, люльку и детские игрушки. Парадной частью избы был «Красный угол». Как бы не располагалась в избе печь (справа или слева от входа), красный угол всегда находился по диагонали от неё. В самом углу всегда располагали «Божницу» с иконами и лампадой, отчего угол получил ещё название «Святого». «Задний угол» исстари был мужским.

На видном месте расположены прялки и ткацкий станок. Прялка - простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. На кудель или копыл, как обычно называли эту часть, складывалась расчесанная шерсть или лен. Из них, постоянно скручивая, тянули пряжу. Более современные устройства, появившиеся позднее, было с ножным приводом и большим колесом, приводящим в движение кудель. Веретено использовалось, как и прялка, для скручивания пряжи в нить. Оно было еще проще устроено, чем прялка и представляло собой палку с расширенной средней частью. Нить получалась за счет кручения веретена. Обо всём об подробно рассказывают и показывают учащимся на занятиях.

Музей является активным участником образовательного пространства в нашей школе. Возможности музея используются в двух направлениях: учебная и внеурочная деятельность. В музее проводятся, занятия по внеурочной работе, кружок «Декоративно прикладного творчества», обзорные экскурсии, мастер классы, приуроченные к русским народным праздникам, совместные бинарные уроки технология-история. Музейные предметы — вещи, ценности — выступают в качестве источника информации о людях, событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в мир прошлого.

Самыми частыми и заинтересованными посетителями музея являются учащиеся начальной школы. Младший школьный  возраст – это начало  развития и  формирования личности, а также именно это время,  когда можно сформировать у учащихся необходимые  ему навыки и умения. 

На занятиях по внеурочной работе помогают закрепить умения  детей различать виды народных промыслов:  хохломской, гжельской, филимоновской, дымковской,  жостовской,  городецкой, мезенской, полхово­майданской росписей в игровой деятельности И, в зависимости от предложенной тематики разрисовать тарелочку, досточку, вылепить свистульку.

 В музее проходят обзорные экскурсии разной тематики.  Одна из них знакомит с предметами русского быта. Они с удовольствием рассматривают экспонаты. После интересного рассказа об экспозиции музея, ребята могут не только поближе рассмотреть, но и трогать экспонаты руками. Поставить чугунок в русскую печку с помощью ухвата. Погладить фартучек при помощи рифленой доски, имевшей множество названий - «рубель», «ребрак», «пральник». 

А ещё можно взять старинный утюг – литой чугунный, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. Вес таких утюгов достигает 10 кг и предназначаются они для глажки грубых тканей. С помощью экспонатов ребята знакомятся с бытом бабушек и дедушек, учатся беречь исторические ценности и гордиться ими. Мастер класс по изготовлению кукол вызывают особый интерес, ведь ребят знакомят не только с историей праздников, обрядов, но они и сами становятся активными участниками таких праздников.

На уроках истории ребята проводят исследовательскую работу, надевают народные костюмы и рассказывают об истории происхождения тех или иных предметов. В музее проводились встречи с ветеранами, которые много рассказывали об истории не только своей жизни, но и своих родителей.

Сейчас руководителем школьного музея является Бусыгина Людмила Николаевна, учитель географии. Людмила Николаевна активно занялась развитием краеведческой деятельности. В четвёртых классах проводятся занятия по изучению родного края. Символика, достопримечательности, природные ресурсы, полезные ископаемые Новосибирской области – вот некоторые из тем, рассматриваемых на этих занятиях. Организован актив музея, ребята среднего и старшего звена занимаются поисково-исследовательской деятельностью, помогают в организации проведении занятий и общешкольных  праздников.

Совместными усилиями активом музея и школьного парламента организовываются народные праздники, такие как Рождество, Масленица, Осенины, Пасха. Очень в интересной форме проводилась в этом году общешкольное мероприятие «Масленица». В этот день были задействованы ребята почти всей школы. Были организованы игры и мастер-классы. За 1,5 часа ребята успели многое: сделать куколок "мАсленок" из ниток, птицу Счастья из соленого теста, солнышек из фетра, поучаствовать в конкурсах "Продолжи песню", "Бой подушками", "Бег с мячом", "Стулья" и поиграть во множество интересных игр. За участие выдавались жетончики - "масленички". А их уже можно было обменять на сувениры, блины. Это описание всего лишь одного праздника, а их в гимназии проводится немало. И огромное значение в организации этих мероприятий имеет музей.

Изучение прошлого своей семьи, школы, города дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию — к стране, в которой ты живешь, а это помогает становлению гражданина, патриота России.

Отдельное место в музее выделено военно-историческая выставка, посвящённая победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Коллекция экспонатов значительно пополнилась в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проведена большая поисково-исследовательская работа по розыску и сбору материалов о годах ВОВ. Пополнилась «Книга Памяти» гимназии, в которой педагоги и учащиеся гимназии рассказывают о родных и близких, принимавших участие в военных действиях в годы Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Была организована выставка с фотографиями участников войны, подлинными документами, благодарственными письмами, орденами, медалями участников войн.

Музей народной культуры является той нитью, которая связывает наше прошлое и настоящее, позволяя совершать путешествия во времени, где средством яркой образности и наглядности обеспечиваются детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Народная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других народов, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору

 «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура… Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла», а также словами К. Д. Ушинского «Человека можно развить гуманно не только изучением классических языков, но еще гораздо более и прямее: религией, языком, географией, историей, изучением природы и новыми литературами»

Д. С. Лихачев


РУССКАЯ ИЗБА

Самым распространенным видом жилища на севере-востоке Руси были избы – бревенчатые рубленные жилые дома. Их возводили как крестьяне, так и горожане.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в 17 веке в своей книге “Лечебник” писал: “… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место”. Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку, а в Сибири – кедр. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнал. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом.

Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться, а ещё, мне кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт. Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья.

«Не взявшись за топор, избы не срубишь.» Изба строилась из крупных круглых брёвен сосны, ели или лиственницы. Четыре бревна соединялись в четырёхугольник и связывались на концах. Такое сооружение называлось венцом. Воздвигая венец на венец, делали сруб дома. С двух противоположных сторон венцы постепенно уменьшались в длине и сводились на нет, образуя основу для двускатной крыши. Избы, построенные из сосновых брёвен, были сухими и тёплыми. Потолка в избе не было. Изба топилась по-черному, при такой топке дым из печи курился прямо в помещение избы, поднимаясь кверху, и выходя либо через отверстие в крыше, либо через волоковое окошко, либо через открытую дверь и только потом через отверстия в крыше. Такие избы назывались курными. Этот способ был популярен, потому что при небольшом расходе дров он быстро отапливал помещение, что немало важно в суровую зиму. Крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. На брёвна накладывали широкие полосы вываренной бересты. Сверху крышу накрывали плотным слоем соломы. Строить избу одновременно выходило до двадцати человек. "Чем больше рук, тем легче труд".

Строительство дома для крестьянина было особенным событием. Для него было важно не только - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено теплом, любовью, покоем. «В родном доме и каша гуще». Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков. Русская изба, как правило, состояла из одного жилого помещения. Иногда крестьянский дом имел холодную горницу, отделяемую от тёплой избы сенями. К сеням пристраивалось крыльцо, которое нередко украшали деревянной резьбой. Особо зажиточные крестьяне имели также и горницу – отделяемое помещение от жилой избы сенями. Горницу назвали «светлицей» и хранили там старые ненужные предметы, т.е по сути горница выполняла функции современной кладовки. Дома строились большие, с учётом прибавления в семействе. Ведь под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. "Семья сильна, когда над ней крыша одна", - так считали наши предки. "Семья в куче - не страшна туча". При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. "Из гнилого леса - ненадолго изба. Соломиной не подопрёшь хоромину". Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.

В конце 18 века, в избах стал появляться потолок, сделанный из тонких брёвен. Щели замазывались белой глиной и закрывались листьями. Появился потолок, и избы начали топить «по-белому». Над избами стали появляться дымовые трубы. Постепенно, строительство таких печей распространилось на всю Россию, несмотря на то, что топка «по-белому», требовала намного больше дров.

Изба играла важную роль в жизни русских крестьян, это был не просто дом, это был дом, обладающий магической силой.

Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм. Да, не удивляйтесь –храм! Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий! А в избе всегда был святой, красный угол.

Крестьяне относились к дому как  к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира! Это особенность именно русского дома – «человеческие», названия частей избы:

Чело избы – это ее лицо. Челом могли называться фронтон избы и наружное отверстие в печи.

Причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы,

Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы.

Очелье – от слова «очи», окно.  Так называлась и часть женского головного убора, так же называлось и украшение окна.

Лоб – так называлась лобовая доска. Были и «лобовины» в конструкции дома.

Пята, стопа – так называлась часть дверей.

Были в устройстве избы и двора и зооморфные названия: «быки», «курицы», «конек», «журавель»- колодец.

Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб (а «клеть» — это неотапливаемый сруб жилого дома).

По внешнему виду русского дома можно было определить социальный статус, вероисповедание, национальность его хозяев. В одной деревне не было двух совершенно одинаковых домов, ведь каждая изба несла в себе индивидуальность и отражала внутренний мир рода, в ней проживающего.

Для ребенка дом- это первая модель внешнего большого мира. Если дитя выросло в светлом уютном добром доме, в доме, в котором царит порядок – то так ребенок и будет дальше строить свою жизнь. Если же в доме хаос – то хаос и в душе, и в жизни человека. С детства ребенок осваивал систему представлений о своем доме – его строении – матица, красный угол, женская и мужская части дома.

В русской избе под одной крышей жили и вели общее хозяйство несколько поколений рода – деды, отцы, сыновья, внуки.

Внутреннее пространство русской избы издавна ассоциировалось в  народной культуре как пространство женщины – она за ним следила, наводила порядок и уют. А вот внешнее пространство – двор и далее – это было пространство мужчины.  Разделение обязанностей, было принято в семьях наших предков: женщина носила воду из колодца для дома, для приготовления еды. А мужчина  тоже носил воду из колодца, но для коров или лошадей. Позором считалось, если женщина начинала выполнять мужские обязанности или наоборот. Поскольку жили большими семьями – то проблем не было. Если кто-то из женщин сейчас не мог носить воду – то эту работу выполняла другая женщина семьи.

В доме также строго соблюдалась мужская и женская половина.

Дом строился без измерительного инструмента и сложных расчетов – по чутью, как душа подсказывала.

В русской избе иногда жила семья из  10 или даже 15-20 человек. В ней готовили пищу и ели, спали, ткали, пряли, ремонтировали утварь, занимались всеми домашними работами.


Изба как конструкция представляла собой сруб из бревен, которые связывались между собой в венцы. На Русском Севере было принято строить дома без гвоздей, очень прочные дома. Минимальное количество гвоздей использовалось только для прикрепления декора – причелин, полотенца, наличников.  Строили дома «как мера и красота скажут».

Планировка крестьянского дома была очень устойчивой: под одной крышей возводились собственно изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.

Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений.

Крыша – верхняя часть избы считалась женским элементом дома.

Верхняя часть дома (причелины, полотенце) украшались солнечными знаками. Чердак располагался под крышей и на нем хранили предметы, не нужные в данный момент, удаленные из дома.

Пол делали двойным для сохранения тепла: внизу «черный пол», а сверху на нем – «белый пол.Важным в устройстве русской избы была диагональ «красный угол – печь». Красный угол всегда указывал на полдень, на свет, на Божью сторону (красную сторону). Он всегда ассоциировался с вотоком (восход солнца) и югом. А печь  указывала на заход солнца, на тьму. И ассоциировалась с западом или севером. Молились всегда на образа в красном углу, т.е. на восток, где располагается и алтарь в храмах.

Крыльцо – «визитная карточка дома и его хозяев», отражающее их гостеприимство, достаток и радушие. Дом считался нежилым, если у него разрушено крыльцо. Украшали крыльцо тщательно и красиво, орнамент использовался такой же, как и на элементах дома. Это мог быть геометрический или растительный орнамент.

Всё пространство избы делилось на женское и мужское. Мужчины работали и отдыхали, принимали гостей в будни в мужской части русской избы – в переднем красном углу,  в сторону от него к порогу и иногда под полатями. Рабочее место мужчины при починке было рядом с дверью. Женщины же и дети работали и отдыхали, бодрствовали в женской половине избы – около печи. Если женщины принимали гостей, то гости сидели у порога печи. На собственно женскую территорию избы гости могли зайти только по приглашению хозяйки. Никогда представители мужской половины без особой крайней надобности не заходили на женскую половину, а женщины – на мужскую. Это могло быть воспринято как оскорбление.

Один из углов женской половины дома – это  бабий кут. Его еще называют «запечье». Это место около печи, женская территория. Здесь готовили пищу, пироги, хранилась утварь, жернова. Иногда «женская территория» дома отделялась  перегородкой или ширмой. На женской половине избы за печью были шкафчики для кухонной посуды и съестных припасов, полки для столовой посуды, ведра, чугуны, кадки, печные приспособления (хлебная лопата, кочерга, ухват). «Долгая лавка», которая шла по женской половине избы вдоль боковой стены дома, тоже была женской. Здесь женщины пряли, ткали, шили, вышивали, здесь висела и детская люлька.

По другую сторону печи было мужское пространство, «мужское царство дома». Здесь стояла пороговая мужская лавка, где мужчины занимались домашней работой и отдыхали после трудового дня. Под ней нередко был шкафчик  с инструментами для мужских работ. Женщине сидеть на пороговой лавке считалось неприличным. На боковой лавке в задней части избы они отдыхали днем.

Главное место в избе занимала печь. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».

ПЕЧНОЙ УГОЛ

Печь располагалась около входа, справа или слева от дверей. Устье печи в зависимости от местности могло быть повернуто к передней фасадной стене дома или к боковой.

Русские печи традиционно строились больших размеров, вокруг них сосредотачивалась основная домашняя деятельность и протекал семейный отдых. Печку строили на настиле массивного сруба — опечье, а под ним оставляли пустое место — подпечье.

Её использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой под опечком держали птицу и молодых животных.

Печь обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний. Вот такова мудрость народная!

Рядом с нею ухват, кочерга, лопатка. Коромысло на гвоздике повисло. Главным местом любого крестьянского дома был красный угол.

Красный угол – центральное главное место в избе, в русском доме. Его еще называют «святой», «божий», «передний», «старший», «большой». В избе - это особая полочка с иконой – божница, на которой хранилась святая вода, освещенная верба, пасхальное яйцо и Библия. Божница украшена вышитым полотенцем – рушником.

Рушник играл в жизни славян важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. Ими по-прежнему украшают дома, да и во многих городских квартирах он стал почетным гостем.

Освещала дом лампадка керосиновая, их у нас две. Центральное место занимает круглый обеденный стол, скатертью - самобранкой покрыт. На середине стола важно стоит самовар. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. В красный угол сажали самых почетных гостей. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Перекрестившись, хозяйка ставила на стол одно общее блюдо со щами. У каждого за столом имелось свое место. Хозяин резал хлеб и солил похлебку, укрощал не в меру активных и подгонял задумчивых. Уронить и не поднять кусок хлеба считалось грехом, оставлять его недоеденным, выходить из-за стола раньше времени также не полагалось.

А вот и ложки расписные, изготавливали ложки, тарелки из липы. На столе вы видите сосуд для розлива вина.

Очень важная деревенская мебель – лавка. Их в доме было много, и все они были разные и играли свою роль. Они были широкими, на них не только сидели, но и спали.

На полках важно стоят кувшины, глиняные горшки, чугуны, сосуд, чашки, толкачи деревянный и никелированный, доски расписные, большой глиняный горшок.

Стол – ему придавалось большое значение в красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом! Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога.

Скатерть на столе в русской традиции тоже имела очень глубокий смысл и составляет единое целое со столом. Выражение «стол да скатерть» символизировало гостеприимство, хлебосольство. Скатертью покрывали стол не всегда, а в особых случаях. За обеденным столом собирались семьей, крестились перед едой и читали молитву. Ели чинно, вставать во время еды было нельзя. Глава семьи – мужчина- начинал трапезу. Он разрезал еду на куски, резал хлеб. Женщина обслуживала всех за столом, подавала еду. Трапеза была длинная, неторопливая, долгая. В праздники красный угол украшали ткаными и вышитыми полотенцами, цветами, ветками деревьев.  На божницу вешали вышитые и тканые полотенца с узорами. В вербное воскресенье красный угол украшался веточками вербы, в Троицу –березовыми ветками, вересом (можжевельником) – в Великий четверг.

Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки. Праздничную посуду хранили в горницу, в шкафу – заблюднике выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.

Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные, солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.

Сито использовалось и для просеивания муки, и как символ богатства и плодородия, уподоблялось небесному своду (загадка «Сито вито, решетом покрыто», отгадка – небо и земля).

Соль  — это не только еда, но и оберег. Поэтому и  подавали гостям хлеб с солью как приветствие, символ гостеприимства.

Самой распространенной была глиняная посуда- горшок. В горшках приготовляли кашу и щи. Щи в горшке хорошо упревали и становились намного вкуснее и наваристее. Да и сейчас, если мы сравним по вкусу суп и кашу из русской печи и с плиты – то сразу же почувствуем разницу во вкусе! Из печки – вкуснее!

Для хозяйственных нужд в доме использовались бочки, кадки, лукошки. Жарили пищу на сковородах, как и сейчас. Замешивали тесто в деревянных корытах и чанах. Воду носили в ведрах, кувшинах.

У хороших хозяев сразу же после приема пищи вся посуда мылась дочиста, вытиралась и ставилась опрокинутой на полках. Чтобы поставить посуду в печь и достать из печи нужны были ухваты. Для загребания углей использовалась кочерга.

 

В 19 веке на смену глиняным горшкам пришли металлические. Они называются чугунки (от слова «чугун»).

Для жарки и запекания использовались глиняные и металлические сковородки, латки, жаровни, плошки. Мебели в нашем понимании этого слова в русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь и другие вещи хранили не в избе. Самое ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерям, деньги – хранили в сундуках.  Сундуки были всегда с замками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина.

Большую ценность горницы представляет шкаф или сундук.  там хранились старинная женская одежда: кофта-холодайка, рубашки, юбка-понева, самотканые пояса, кокошник. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству. Все это делалось своими руками (шитье, вышивка). 

Дополняет интерьер избы кровать, покрытая старинным подзором и одеялом, подушки - в накидушках, а пол покрыт домотканым половиком.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий