ОРКСЭ


Основы религиозных культур и светской этики 
1.     Основы православной культуры;
2.     Основы исламской культуры;
3.     Основы буддийской культуры;
4.     Основы иудейской культуры;
5.     Основы мировых религиозных культур;
6.     Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).
 Преподавание учебного курса ОРКСЭ в гимназии осуществляется по курсу " Основы светской этики" в    4 классе.
  
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. 
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
 Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1.     знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2.     развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3.     обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4.     развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Модуль 1. Основы мировых религиозных культур

Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур.


Урок 1. «Россия - наша Родина»
Урок 2-3. «Культура и религия»
Урок 4. « Возникновение религий»
Урок 5. «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»
Урок 6-7. «Священные книги религий мира«»
Урок 8. «Хранители преданий в религиях мира»
Урок 9-10.  «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Урок 11. «Человек в религиозных традициях»
Урок 12-13 «Священные сооружения"
Урок 14-15. «Искусство в религиозной культуре»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся»
Урок18-19. «История религий в России»
Урок20-21. «Религиозные ритуалы»
Урок22. « Паломничества и святыни»
Урок23-24 «Праздники и календари»
Урок25-26 «Религия и мораль»
Урок 27. «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»
Урок28. «Семья»
Урок29 « Долг, свобода, ответственность, труд»
Урок30 «Любовь и уважение к Отечеству»
Уроки 31-34. Творческие проекты

 

 

Модуль 2. Основы светской этики

Основы религиозных культур и светской этики.


Урок 1. "Россия - наша Родина"  
Урок 2. "Что такое светская этика" 
Урок 3. «Культура и мораль" 
Урок 4. «Особенности морали»
Урок 5-6. "Добро и зло" 
Урок 7-8. "Добродетель и порок" 
Урок 9. "Свобода и моральный выбор человека "  
Урок 10. «Свобода и ответственность»
Урок 11. «Моральный долг»
Урок 12. «Справедливость»
Урок 13. «Альтруизм и эгоизм»
Урок 14. «Дружба»
Урок 15. «Что значит быть моральным»
Урок 16-17. «Подводим итоги»
Урок18. «Род и семья – исток нравственных отношений»
Урок 19. «Нравственный поступок»
Урок 20. «Золотое правило нравственности»
Урок 21. «Стыд, вина, извинение»
Урок 22. «Честь и достоинство»
Урок 23. «Совесть»
Урок 24-25 «Нравственные идеалы»
Урок 26. «Образцы нравственности в культуре Отечества»
Урок 27. «Этикет»
Урок 28. «Семейные праздники»
Урок 29. «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»
Урок 30. «Любовь и уважение к Отечеству»
Уроки 31-34. Творческие проекты

 

Модуль 3. Основы православной культуры

Кураев А. В. Основы православной культуры.

Также издано Электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры, 4 класс» (CD)


Урок 1. «Россия - наша Родина» 
Урок 2. «Культура и религия»
Урок 3. «Человек и Бог в православии»
Урок 4. «Православная молитва»
Урок 5. «Библия и Евангелие»
Урок 6. «Проповедь Христа»
Урок 7. «Христос и Его крест»
Урок 8. «Пасха»
Урок 9. «Православное учение о человеке»
Урок 10. «Совесть и раскаяние»
Урок 11. «Заповеди»
Урок 12. «Милосердие и сострадание»
Урок 13. «Золотое правило этики»
Урок 14. «Храм»
Урок 15. «Икона»
Урок 16. «Творческие работы учащихся»
Урок 17. «Подведение итогов»
Урок 18. «Как христианство пришло на Русь»
Урок 19. «Подвиг»
Урок 20. «Заповеди блаженств»
Урок 21. «Зачем творить добро»
Урок 22. «Чудо в жизни христианина»
Урок 23. «Православие о Божием суде»
Урок 24. «Таинство причастия»
Урок 25. «Монастырь»
Урок 26. «Отношение христианина к природе»
Урок 27. «Христианская семья»
Урок 28. «Защита Отечества»
Урок 29. «Христианин в труде»
Урок 30. «Любовь и уважение к Отечеству»
Уроки 31-34. Творческие проекты

 

Модуль 4. Основы исламской культуры
Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры.

Урок 1. «Россия - наша Родина» 
Урок 2. «Колыбель ислама»
Урок 3. "Пророк Мухаммад - основатель ислама" 
Урок 4. «Начало пророчества»
Урок 5. «Чудесное путешествие пророка»
Урок 6. «Хиджра»
Урок 7. «Коран и Сунна»
Урок 8. «Вера в Аллаха»
Урок 9. «Божественные Писания. Посланники бога»
Урок 10. «Вера в Судный день и судьбу»
Урок 11. «Обязанности мусульман»
Урок 12. «Поклонение Аллаху»
Урок 13. «Пост в месяц Рамадан»
Урок 14. «Пожертвование во имя Всевышнего»
Урок 15. «Паломничество в Мекку»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся»
Урок 18. «История ислама в России»
Урок 19. «Нравственные ценности ислама»
Урок 20. «Сотворение добра»
Урок 21. «Дружба и взаимопомощь»
Урок 22. «Семья в исламе»
Урок 23. «Родители и дети»
Урок 24. «Отношение к старшим»
Урок 25. «Традиции гостеприимства»
Урок 26. «Ценность и польза образования»
Урок 27. «Ислам и наука»
Урок 28. «Искусство ислама»
Урок 29. «Праздники ислама»
Урок 30. «Любовь и уважение к Отечеству»
Уроки 31-34. Творческие проекты

 

Модуль 5. Основы буддийской культуры

Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры.

Урок 1. «Россия - наша Родина» 
Урок 2. «Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию»
Урок 3-4. «Будда и его учение»
Урок 5-6. «Буддийский священный канон «Трипитака»»
Урок 7-8.  «Буддийская картина мира»
Урок 9. «Добро и зло»
Урок 10. «Принцип ненасилия»
Урок 11. «Любовь к человеку и ценность жизни»
Урок 12. «Сострадание и милосердие»
Урок 13. «Отношение к природе»
Урок 14. «Буддийские учителя»
Урок 15. «Семья в буддийской культуре и ее ценности»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся»
Урок 18. «Буддизм в России»
Урок 19. «Путь духовного совершенствования»
Урок 20-21. «Буддийское учение о добродетелях»
Урок 22. «Буддийские символы»
Урок 23. «Буддийские ритуалы и обряды»
Урок 24. «Буддийские святыни»
Урок 25. «Буддийские священные сооружения»
Урок 26. «Буддийский храм»
Урок 27. «Буддийский календарь»
Урок 28. «Буддийские праздники»
Урок 29. «Искусство в буддийской культуре»
Урок 30. «Любовь и уважение к Отечеству»
Уроки 31-34. Творческие проекты

 

Модуль 6. Основы иудейской культуры

Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры.

Урок 1. «Россия - наша Родина» 
Урок 2. «Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия»
Урок 3. «Тора-главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гиллеля»
Урок 4. «Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма»»
Урок 6. «Евреи в Египте: от Йосефа до Моше»
Урок 7.  «Исход из Египта»
Урок 8. «Дарование Торы на горе Синай»
Урок 9-10. «Пророки и праведники в иудейской культуре»
Урок 11. «Храм в жизни иудеев»
Урок 12. «Назначение синагоги и ее устройство»
Урок 13. «Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал»
Урок 14. «Молитвы и благословения в иудаизме»
Урок 15. «Добро и зло»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся»
Урок 18. «Иудаизм в России»
Урок 19-20. «Основные принципы иудаизма»
Урок 21. «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»
Урок 22. «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев»
Урок 23. «Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей»
Урок 24. «Еврейский дом - еврейский мир: знакомство с историей  и традицией»
Урок 25. «Еврейский календарь»
Урок 26-27. «Еврейские праздники: их история и традиции»
Урок 28-29. «Ценности семейной жизни

 Комплексный учебный курс " Основы религиозных культур и светской этики"

Комментариев нет:

Отправить комментарий