Памятки

НОРМЫ ОЦЕНОК

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


1.      Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок. В течение 1-го года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков.
2.      Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе совокупности  критериев освоения программы первого класса.
3.      Начиная со второго полугодия 2 класса текущая оценка выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2» (в соответствии с оценочной шкалой). В журнал выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное чтение стихотворений наизусть, пересказы.
4.      Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки.
5.      Средства фиксации результатов контроля и оценки: листы достижений, электронные журналы, электронные дневники.
6.      Условия эффективности системы оценки - систематичность, личностная ориентированность, динамика.
7.      Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
8.      Администрация школы  управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного документа.
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО оценивается по пятибалльной шкале («5», «4», «3», «2»).
Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:
Качество освоения программы
Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100%
высокий
 «5»
66-89%
повышенный
«4»
50-65%
средний
«3»
меньше 50%
ниже среднего
«2»


  В 1-ом классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.
Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) следует проводить «срезовую» работу в виде:
-         текущей диагностики;
-         тематической диагностики;
-         итоговой диагностики.
Формы контроля в 1-ом классе:
-         устный опрос
-         письменный опрос (самостоятельные проверочные работы).
Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику.
В 1-ом классе в течение 1-го полугодия не проводятся контрольные работы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля.
По окончании учебного года все учащиеся переводятся во 2 класс не основе характеристики учителя на каждого ученика. Исключение составляют учащиеся, которые не усвоили основные разделы программы по состоянию здоровья. Вопрос о возможности продолжения обучения таких учащихся во 2 классе решает медицинская комиссия.
Нормы оценивания по литературному чтению и русскому языку в 1 классе
В течение учебного года осуществляется текущая проверка знаний, умений, навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений и рукописного, и печатного шрифтов.
В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов. Подбираются тесты, в которых написание слова не расходится с произношением.
Объем диктантов и текстов для списывания должен быть следующим: в начале года составлять 5-7 строчных и прописных букв, 3-6 слогов, 3-6 слов или 1-2 предложения из 2-4 слов.
В 1-ом классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.
Письмо.
При выявлении уровня развития умений и навыков по письму необходимо учитывать развитие каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии, сформированность устной речи.
Общая продолжительность письма на уроке не должна превышать 5-7 минут, а длительность непрерывного письма 4-х минут.
В 1-ом классе в конце учебного года должны при проверке отслеживаться следующие требования:
-         объем словарного диктанта 8-9 слов, диктанта 19-20 слов, написание которых не расходится с произношением;
-         устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
-         записывать по памяти небольшой текст (1-2 предложения);
-         писать печатным и рукописным шрифтом, соблюдая правила каллиграфии.
Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.
Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине) и 1-2 негрубых недочета.
Низкому уровню развития каллиграф навыка соответствует письмо, которое в целом, не соответствует многим из перечисленных выше требования, небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочетов относятся:
-         частичное искажение формы букв;
-         несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв;
-         наличие неправильных соединений, искажающих форму букв;
-         выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;
-         крупное и мелкое письмо;
-         отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. 
Орфография
Высокому уровню развития навыков, умений по орфографии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и предыдущему материалу.
Среднему уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.
Низкому уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.
Устная речь
Критериями оценки сформированности устной речи являются:
-         полнота и правильность ответа;
-         степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
-         последовательность изложения;
-         культура речи.
Высокому уровню соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более 1 неточности в речи.
Среднему уровню соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Низкому уровню соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и предложений; излагает материал несвязно, допускает неточности в употреблении слов и построение словосочетаний или предложений.
Чтение
При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:
1 уровень: 10-15 слов в минуту
2 уровень: 20-30 слов в минуту.
II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:
1 уровень: 20-30 слов в минуту
2 уровень: 30-40 слов в минуту.
Продолжительность чтения на уроке составляет 5-7 минут.
Высокий уровень развития навыка чтения: плавный слоговой способ чтения при темпе не менее 30-40 слов в минуту (на конец учебного года); понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и нахождение в тексте слов и выражений, подтверждающих эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-30 слов. Учащийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного; умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту, без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Диктанты
Отметка "5"(высокий уровень) ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Отметка "4" (повышенный уровень) ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Отметка "3"(базовый уровень) ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Отметка "2"(низкий уровень) ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
  Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Контрольный диктант


1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Первое полугодие
-
25-30 слов
45-55 слов
60-70 слов
Второе полугодие
15-25 слов
35-45 слов
55-6- слов
70-80 слов


ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.
Отметки
«5»(высокий уровень) – без ошибок.
«4» (повышенный уровень)– правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3»(базовый уровень) – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2»(низкий уровень) – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Первое полугодие
-
30-35 слов
50-60 слов
65-75 слов
Второе полугодие
20-30 слов
40-50 слов
60-65 слов
75-90 слов

 «5»(высокий уровень) – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4»(повышенный уровень) – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» (базовый уровень)– за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.
«2»(низкий уровень) – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8. Подчеркни орфограммы в словах.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в неделю с целью осуществления текущего контроля.

1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс
Первое полугодие
-
8-10 слов
10-12 слов
12-15 слов
Второе полугодие
5-6 слов
10-12 слов
12-15 слов
15-18 слов

Отметки:
«5»(высокий уровень) – без ошибок.
«4»(повышенный уровень) – 1 ошибка и 1 исправление.
«3»(базовый уровень) – 2 ошибки и 1 исправление.
«2»(низкий уровень) – 3–5 ошибок.
ТЕСТ
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Отметки:
«5»(высокий уровень) – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4»(повышенный уровень) – верно выполнено 3/4 заданий.
«3»(базовый уровень) – верно выполнено 1/2 заданий.
«2»(низкий уровень) – верно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5»(высокий уровень) – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4»(повышенный уровень) – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3»(базовый уровень) – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2»(низкий уровень) (имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
СОЧИНЕНИЕ
«5»(высокий уровень) – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4»(повышенный уровень) – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3»(базовый уровень) – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2»(низкий уровень) – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.
Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.  
Примечание. Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Математика
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Работа, состоящая из примеров:
«5»(высокий уровень) – без ошибок.
«4» (повышенный уровень)–1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
«3»(базовый уровень) – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2»(низкий уровень) – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5»(высокий уровень) – без ошибок.
«4»(повышенный уровень) – 1–2 негрубых ошибки.
«3»(базовый уровень) – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.
«2»(низкий уровень) – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5»(высокий уровень) – без ошибок.
«4»(повышенный уровень) – 1 грубая и 1–2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» (базовый уровень)– 2–3 грубые и 3–4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2»(низкий уровень) – 4 грубые ошибки.
Контрольный устный счет:
«5»(высокий уровень) – без ошибок.
«4»(повышенный уровень) – 1–2 ошибки.
«3»(базовый уровень) – 3–4 ошибки.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Отметка "5"(высокий уровень) ставится:
-         вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Отметка "4"(повышенный уровень) ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Отметка "3"(базовый уровень) ставится:
-         допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий
или
- допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Отметка "2"(низкий уровень) ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка
или
- при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры)
Отметка "4"(высокий уровень) ставится:- допущены 1-2
Отметка "5"(повышенный уровень) ставится:- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений. вычислительные ошибки.
Отметка "3"(базовый уровень) ставится: - допущены ошибки в ходе решения одной из задачили -         допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Отметка "2"(низкий уровень) ставится: - допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач или - допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или- допущено в решении
Грубые ошибки:
1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
4. Не решенная до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1. Нерациональный прием вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Недоведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
Оценка устных ответов.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
-неправильный ответ на поставленный вопрос;
-неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
-при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты
-неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
-при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;
-неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
-медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
-неправильное произношение математических терминов.
Отметка "5"(высокий уровень) ставится ученику, если он:
-при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
-производит вычисления правильно и достаточно быстро;
-умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
-правильно выполняет практические задания.
Отметка "4"(повышенный уровень)ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но:
-ученик допускает отдельные неточности в формулировках;
-не всегда использует рациональные приемы вычислений.
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Отметка "3"(базовый уровень) ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.
Отметка "2"(низкий уровень) ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
Математический диктант
Отметка "5"(высокий уровень) ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Отметка "4"(повышенный уровень) ставится:
- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Отметка "3"(базовый уровень) ставится:
-         не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Отметка "2"(низкий уровень) ставится:
- не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
 Тест
Отметка "5"(высокий уровень) ставится за 100% правильно выполненных заданий
Отметка "4"(повышенный уровень) ставится за 80% правильно выполненных заданий
Отметка "3"(базовый уровень) ставится за 60% правильно выполненных заданий
Отметка "2"(низкий уровень) ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
О подготовке тестовых и контрольных заданий.  
Тестовые и контрольные задания для учащихся являются необходимым диагностическим инструментарием для проверки соответствия уровня знаний и учебных умений школьников требованиям государственных стандартов.
    Требования к составлению тестовых и контрольных заданий.
1.      Банк тестовых и контрольных заданий готовится на каждый раздел и тему предметного курса.
2.      Банк тестовых и контрольных заданий в обязательном порядке включает в себя два варианта заданий.
3.      Содержание тестовых и контрольных заданий должно отвечать идее дифференциации обучения. По каждому разделу и теме готовятся разноуровневые задания.
4.      К банку тестовых и контрольных заданий готовятся приложения (ключи к тестам, решение задач).
Нормы оценок по литературному чтению.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
-неправильная постановка ударений (более двух);
-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
-не более двух неправильных ударений;
-отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
-осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-неточности при формулировке основной мысли произведения;
-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
2-й класс.
Отметка "5"(высокий уровень) ставится ученику, если он:
·         понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами.
·         читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
·         верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую
знакам препинания в конце предложения;
·         умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Отметка "4"(повышенный уровень) ставится ученику, если он:
·         понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
·         допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
·         правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
·         знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Отметка "3"(базовый уровень) ставится ученику, если он:
·         осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
·         читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
·         читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
·         допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
·         пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
·         знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Отметка "2"(низкий уровень) ставится ученику в том случае, если он:
·         читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
·         при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются в тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).
3-й класс.
Отметка "5"(высокий уровень) ставится ученику, если он:
·         понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
·         читает целыми словами (2полугодие);
·         читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
·         самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
·         понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
·         твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Отметка "4"(повышенный уровень) ставится ученику, если он:
·         читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
·         читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
·         допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
·         правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
·         знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Отметка "3"(базовый уровень) ставится ученику, если он:
·         читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
·         переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
·         последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Отметка "2"(низкий уровень) ставится ученику, если он:
·         читает монотонно, по слогам (1полугодие);
·         читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
·         допускает более 6 ошибок;
·         искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
·         при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4-й класс.
Отметка "5"(высокий уровень) ставится ученику, если он:
·         читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности
(1 полугодие);
·         читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);
·         полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
·         самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
·         знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Отметка "4"(повышенный уровень) ставится ученику, если он:
·         читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полугодие);
·         читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полугодие),
·         делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
·         самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
·         читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Отметка "3"(базовый уровень) ставится ученику, если он:
·         читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);
·         читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие);
·         передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
·         воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Отметка "2"(низкий уровень) ставится ученику, если он:
·         читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное
( 1полугодие),
·         не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);
·         пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
·         не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
·         при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее:
в 1-м классе - 1/4 страницы,
во 2-м классе -1/3 страницы,
в 3-м классе -1/2,
в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.
Контрольная проверка навыка чтения проводится один раз в четверть у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
-         беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Отметка "5"(высокий уровень) ставится, если выполнены все 4 требования.
Отметка "4"(повышенный уровень) ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Отметка "3"(базовый уровень) ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Отметка "2"(низкий уровень) ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Отметка "5"(высокий уровень) - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Отметка "4"(повышенный уровень) - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка "3"(базовый уровень) - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Отметка "2"(низкий уровень) - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Отметка "5"(высокий уровень) - выполнены правильно все требования
Отметка "4"(повышенный уровень) - не соблюдены 1-2 требования
Отметка "3"(базовый уровень) -допущены ошибки по трем требованиям
Отметка "2"(низкий уровень) - допущены ошибки более, чем по трем требованиям 
  Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Отметка "5"(высокий уровень) - выполнены все требования
Отметка "4"(повышенный уровень) - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Отметка "3"(базовый уровень) - допущены ошибки по двум требованиям
Отметка "2"(низкий уровень) -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Отметка "5"(высокий уровень) - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Отметка "4"(повышенный уровень) -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Отметка "3"(базовый уровень) - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Отметка"2"(низкий уровень) - не может передать содержание прочитанного.

Нормы оценок по окружающему миру.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся.
Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
·         поиск ошибки;
·         выбор ответа;
·         продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Отметка "5"(высокий уровень) ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Отметка "4"(повышенный уровень) ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Отметка "3"(базовый уровень) ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Отметка "2"(низкий уровень) ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Как один из вариантов оценивания:
·         "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
·         "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
·         "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Базовый уровень 0 - 60%
менее 17 баллов
"2"
60 - 77%
18 - 22 балла
"3"
77 - 90%
23 -26 баллов
"4"
90 - 100%
27-30 баллов
"5"


Изобразительное искусство
Этапы оценивания детского рисунка:
Ø  как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
Ø  характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
Ø  качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
Ø  владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
Ø  общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценки устных ответов
Высокий уровень-Отметка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Повышенный уровень-Отметка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала, материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Базовый уровень-Отметка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3.допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
4.отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Низкий уровень-Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. 
Критерии и система оценки практической (творческой) работы
1.      Выполнение задания, согласно поставленной задачи;
2.      Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
3.      Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
4.      Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Каждый критерий оценивается от 1 до 2 баллов, отсутствие-0, максимальное количество баллов 8.
8
Высокий уровень
«5»
6-7
Повышенный уровень
«4»
2-5
Базовый уровень
«3»
1-0
Недостаточный уровень
«2»

Критерии оценивания рисунка с натуры:
1.      Композиционное расположение изображения: изображение не выходит за пределы листа бумаги, рисунок хорошо компонуется на листе бумаги).
2.      Изображение общего пространственного положения объекта в рисунке : правильное изображение, соответствующее действительному общему пространственному положению объекта, его направлению в пространстве.
3.      Передача в рисунке пропорций объекта изображения : правильная передача пропорций (пропорции на изображении соответствуют реальным пропорциям натуры в зависимости от конкретной точки зрения).
4.      Передача в рисунке конструктивного строения объекта (объектов) изображения : правильная передача в рисунке конструктивного строения объекта изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа строения натуры).
5.      Передача в рисунке перспективного сокращения объекта изображения (4-8 классы):правильная передача в рисунке перспективного сокращения объекта (рисунок выполнен в угловой или фронтальной перспективе, правильно определены линия горизонта, точки схода, степень перспективного сокращения плоскостей).
6.      Передача в рисунке цвета натуры: правильная передача цвета (цвет изображения соответствует действительному цвету натуры), отношений цветовых тонов, которые являются результатом восприятия действительного цвета натуры, обусловленного особенностями освещения, воздушной перспективы, окраской окружающих предметов и т.д.
7.      Передача светотени в рисунке. правильная передача светотени (наличие в рисунке градаций светотени – света, тени, полутени, рефлексов, бликов, соответствующих действительным градациям светотени в натуре).
8.      Передача в рисунке объема изображаемого объекта : объем изображаемого объекта передается с помощью светотени, перспективного сокращения формы в пространстве, с использованием закономерностей воздушной перспективы.
Каждый критерий оценивается от 1 до 2 баллов, отсутствие-0, максимальное количество баллов 16.
16-14
Высокий уровень
«5»
13-9
Повышенный уровень
«4»
8-4
Базовый уровень
«3»
3-0
Недостаточный уровень
«2»

Для рисунков на темы и эскизов иллюстраций:
1.      Композиционное решение темы : правильное композиционное решение темы (в рисунке выражена смысловая связь элементов композиции, выявлен сюжетно-композиционный центр, действие компонуется в заданном формате листа бумаги).
2.      Изображение пространства в рисунке: правильное изображение пространства (в рисунке основание более близких предметов изображаются ниже, дальних предметов – выше относительно нижнего края листа бумаги, передние предметы изображаются крупнее равных по размерам, но удаленных предметов).
3.      Передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения: правильная передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа строения изображаемых объектов).
4.      Передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов: правильная передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов (в рисунке правильно определены линия горизонта, точка схода, степень перспективного сокращения плоскостей изображаемых объектов).
5.      Передача в рисунке пропорций изображаемых объектов: правильная передача пропорций (пропорции изображаемых в тематической композиции объектов соответствуют пропорциям этих объектов в действительности).
6.      Передача в рисунке цвета объектов : правильная передача цвета (цветовая окраска изображенных в тематическом рисунке объектов соответствует действительному цвету этих объектов, в композиции наблюдается цветовая гармония, единство и цельность цветовых пятен).
7.      Передача в рисунке светотени : правильная передача светотени (наличие на изображаемых объектах градаций светотени – света, тени, полутени, рефлексов, бликов, соответствующих действительным градациям светотени на этих объектах).
8.      Передача в рисунке объема изображаемых объектов: объем изображаемых объектов передается с помощью светотени, использования закономерностей линейной и воздушной перспективы.
Каждый критерий оценивается от 1 до 2 баллов, отсутствие-0, максимальное количество баллов 16.
16-14
Высокий уровень
«5»
13-9
Повышенный уровень
«4»
8-4
Базовый уровень
«3»
3-0
Недостаточный уровень
«2»

Критерии выполнения декоративных рисунков :
1.      Композиционное решение орнамента (узора): правильное композиционное решение орнамента (в рисунке выражена смысловая связь всех частей композиции, подчеркнуто общее движение элементов узора).
2.      Умение перерабатывать реальные формы растительного и животного мира в декоративные.
3.      Умение стилизовать реальный цвет объектов в декоративный.
4.      Умение использовать в декоративном рисунке необходимые элементы узора – линию симметрии и ритм.

Каждый критерий оценивается от 1 до 2 баллов, отсутствие-0, максимальное количество баллов 8.
8
Высокий уровень
«5»
6-7
Повышенный уровень
«4»
2-5
Базовый уровень
«3»
1-0
Недостаточный уровень
«2»

Критерии оценки изделия по лепке
Лепка с натуры
1.      Самостоятельность в выполнении
2.      Соответствие натуре
3.      Отражение общего характера предмета и его строение
4.      Аккуратность в выполнении

Лепка на основе представления и фантазии
1.      Самостоятельность в выполнении
2.      Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа
3.      Чувство меры в оформлении
4.      Соответствие оформления назначению изделия
Лепка сюжетной композиции
1.      Образное представление
2.      Смысловая связь сюжета
3.      Решение композиции в пространстве
4.      Аккуратность в выполнении

Лепка по мотивам народных
Игрушек
1.      Самостоятельность в выполнении
2.      Характерная особенность мотива народной глиняной игрушки
3.      Чувство меры в оформлении
4.      Аккуратность в выполнении

Каждый критерий оценивается от 1 до 2 баллов, отсутствие-0, максимальное количество баллов 8.
8
Высокий уровень
«5»
6-7
Повышенный уровень
«4»
2-5
Базовый уровень
«3»
1-0
Недостаточный уровень
«2»

ТЕХНОЛОГИЯ
Критерии оценивания знаний и умений учащихся по технологии
Нормы оценивания знаний и умений учащихся по устному опросу
Отметка «5»(высокий уровень) ставится, если учащийся:
полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4»(повышенный уровень) ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его     
изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3»(базовый уровень) ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2»(низкий уровень) ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
 Нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5»(высокий уровень) ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4»(повышенный уровень) ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3»(базовый уровень) ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2»(низкий уровень) ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5»(высокий уровень) - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4»(повышенный уровень) - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3»(базовый уровень) - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2»(низкий уровень) – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5»(высокий уровень) - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4»(повышенный уровень) - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» (базовый уровень)- соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта:
1.      Оригинальность темы и идеи проекта.
2.     Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3.      Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4.     Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5.     Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6.     Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7.     Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

Нормы оценки по музыке.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы отметок.
Отметка «пять»(высокий уровень):
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Отметка «четыре»(повышенный уровень):
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Отметка «три»(базовый уровень):
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Отметка «два»(низкий уровень):
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы отметок.
«пять»(высокий уровень):
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»(повышенный уровень:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»(базовый уровень):
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
«два»(низкий уровень):
-исполнение неуверенное, фальшивое.
Нормы оценивания уровня учебных достижений учащихся
по курсу «Информатика и ИКТ»
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа.
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты
Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы.
Критерии оценивания учебных достижений учащихся начальной школы по информатике
Отметка
ставится, если учащийся:
5
(высокий уровень)
·         владеет системой понятий в пределах, определенных учебными программами, устанавливает как внутрипонятийные, так и межпонятийные связи;
·         умеет распознавать объекты, которые охватываются усвоенными понятиями разного уровня обобщения, ответ аргументирует новыми примерами;
·         умеет применять способы деятельности по аналогии и в новых ситуациях;
·         самостоятельные работы выполняет под опосредованным руководством учителя;
·         выполняет элементарные творческие задания.
Учащийся продемонстрировал уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
·         отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
·         не более одного недочета (два недочета приравниваются к ошибке);
·         логичность и полнота изложения.
4
(повышенный уровень)
·         владеет понятиями программного материала, воспроизводит их содержание, иллюстрирует не только известными, но и новыми примерами, устанавливает известные внутрипонятийные и межпонятийные связи;
·         во время ответа может воспроизвести усвоенное содержание в иной последовательности, не меняя логических связей;
·         владеет умениями выполнять отдельные этапы решения проблемы и применяет их в сотрудничестве с учителем (частично-поисковая деятельность);
·         владеет изученным материалом, применяет знания в стандартных ситуациях,
·         самостоятельные работы выполняет с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи.
Учащийся продемонстрировал уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
·         наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
·         не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному мате­риалу;
·         незначительные нарушения в логичности выполнения задания и полноте изложения.
3
(базовый уровень)
·         усвоил знания в форме понятий, воспроизводит их содержание, иллюстрирует примерами из учебника;
·         ответ строит в усвоенной последовательности;
·         владеет умениями на уровне копирования образца выполнения способа деятельности;
·         владеет умениями на уровне применения способа деятельности по аналогии;
·         самостоятельные работы выполняет со значительной помощью учителя;
·         типовую задачу решает частично.
Учащийся продемонстрировал достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе, и допустил:
- не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
- не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
- отдельные нарушения в логичности выполнения задания и полноте изложения.
2
(низкий уровень)
- усвоил знания в форме отдельных фактов, элементарных представлений, которые может воспроизвести;
- различает информационные объекты, представленные в готовом виде (понятия, определения, действия и т.д.);
- дает определения понятий с ошибками и неточностями;
- умеет распознавать объекты, которые охватываются усвоенными понятиями;
- выполняет самостоятельную работу под непосредственным руководством учителя, но помощь не может воспринять сразу, а требует детального неоднократного ее объяснения;
Уровень выполнения задания ниже удовлетворительного:
- наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
- наличие более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;
- отсутствие логичности при выполнении задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
·         неправильное определение понятия, замена существенной характеристи­ки понятия несущественной;
·         неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
·         при правильно выполненном задании — неумение дать соответствующее объяснение.
Недочеты:
·         неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
·         при правильном ответе — неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
·         неумение точно сформулировать ответ в выполненном задании;
·         медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ошибки:
·         незнание или неправильное применение понятий, правил, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
·         неумение выявлять существующие закономерности; определять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных в пределах изученного материала;
·         неправильный выбор действий, операций;
·         неверные вычисления в случае, когда задание основывается на вычисли­тельных знаниях и умениях;
·         незнание видов информации и работы с информацией;
·         неумение осуществлять поиск информации в различных источниках в пределах изученного материала и подготовки простых сообщений с ис­пользованием различных источников информации;
·         отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
·         неумение делать простейшие выводы, высказывать обобщенные сужде­ния, строить простейшие логические выражения;
·         незнание или неправильное применение алгоритмов, лежащих в основе выполнения задания;
·         неумение исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
·         неумение применять комплексные знания или выполнять задание без помощи учителя.
Недочеты:
·         неточности в определении причинно-следственной связи и анализе исходных данных в пределах изученного материала;
·         неточности в выборе действий, операций;
·         неверные вычисления в случае, когда задание не основывается на вычис­лительных знаниях и умениях;
·         неточности при выполнении рисунков, схем, заполнении таблиц;
·         неточности при осуществлении простейших выводов, построении простейших логических выражений;
·         неточности при исполнении и составлении несложных алгоритмов для изученных исполнителей;
·         медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника..

Требования  к ведению дневников учащихся
1.Дневник – это  школьный документ,
2.В дневнике заполняются полностью первые страницы (Ф.И.О. учителей, данные об учащемся, расписание занятий, звонков, контактные телефоны и т.д)
3.У дневника должны быть твердые корочки или обложка
4.Все записи в дневнике выполняются только синей или фиолетовой пастой разборчивым, аккуратным почерком. Недопустимо писать в дневнике ручками с разноцветной пастой, фломастерами, цветными карандашами, маркерами
5. В дневнике не разрешается делать рисунки, пропускать страницы, прописывая на них слово «каникулы», вырывать страницы.
6.Ученикам не разрешается  самостоятельно ставить оценки в дневник, исправлять или обводить оценки, поставленные учителем
7. В конце каждой недели, на последней странице, где выставлены рукой учителя четвертные оценки и после каждой записи, сделанной учителем должна стоять роспись родителей ученика
8.Расписание уроков заполняется на неделю вперед.
9.Названия предметов записываются с большой буквы и только с утвержденными сокращениями:
Русск.яз
Матем.
Окр.мир
История
Чтение
Музыка
ИЗО
Физ-ра
Информ.
10.Название каждого месяца пишется с маленькой буквы, около каждого дня проставляется число
 отличная линеечка для сообщений
ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ТЕТРАДЕЙ
1.                Тетрадь учащегося должна быть с твердыми корочками или в прозрачной полиэтиленовой обложке

2.                В тетради можно писать только ручкой с синей пастой с тонким стержнем аккуратным разборчивым почерком.

3.                Как правильно подписать тетрадь? Образец:
          Тетрадь                                                            Тетрадь
         для работ                                                         для работ
     по математике                                               по русскому языку
ученика 1 класса «Б»                                     ученицы 1класса «Б»
МАОУ гимназии № 15                                 МАОУ гимназии  № 15
Иванова Дмитрия                                          Ивановой Екатерины

4.                В тетради обязательно должны быть поля. Писать, выходя за поля , нельзя.
5.                Недопустимо рисовать в тетради, на обложке, вырывать листы, обводить оценки, поставленные учителем, приклеивать всевозможные наклейки.

6.                Пропуски строк и клеточек в тетрадях:
В тетрадях по русскому языку:
·        Пропускается только 2 строки между классной и домашней работой.
·        Внутри работы строки не пропускаются.
·        Каждое новое задание выполняется просто с «красной» строки.
В тетрадях по математике :
·        Между классной и домашней работой пропускается 4 клеточки.
·        Между столбиками примеров должно быть тоже 4 клетки.
·        При записи больших выражений с многозначными числами и несколькими действиями запись выполняется следующим образом: сначала записывается полностью выражение, затем под ним выполняются решения каждого действия столбиком.
·        Между столбиками каждого действия 4 клетки.
·        В конце решения окончательный ответ записывается в заданное первоначально выражение.
·        Каждое новое задание отделяется от предыдущего двумя клеточками.
·        От слов «Классная или домашняя работа»  вниз пропускается 2 клетки.

7.                Дата записывается так:
По русскому языку:          25 января.                                  (1 класс)
                                Двадцать пятое января.                        (2-4 классы)

По математике:           25 января                                         (1-4 классы)

8. Как исправлять ошибки внутри работы?                                                                         Неверно записанную букву (цифру) зачеркивают аккуратно косой линией простым карандашом, сверху ручкой записывают правильную букву (цифру).
Если неправильно записана часть или все слово, то неверная запись зачеркивается аккуратно по линейке горизонтальной линией простым карандашом, сверху пишется ручкой правильное слово.
Пользоваться маскирующим белым штрихом НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ.
Скобки для исправления НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ.

9. Все подчеркивания и проведение прямых линий выполняются с помощью линейки простым карандашом

10. При выполнении домашней работы сначала  выполняется работа над ошибками, допущенными в предыдущих домашней и классной работах. Для этого, после слов «Домашняя работа» на следующей строке пишется «Работа над ошибками». Затем пишется название следующей работы:
  Упражнение 124.     (по русскому языку)
 Задача 56.         (по математике)

11. При решении задачи сначала чертится схема, выполняется решение. У каждого действия пишутся пояснения, что найдено в данном действии.
После решения задачи ОБЯЗАТЕЛЬНО записывается полный ответ, без сокращений. Образец:
Ответ. В первой пачке на 20 тетрадей больше, чем во второй.
 Сокращения допускаются только общепринятые: кг, г, ц, т; см, мм,  м, дм, км; см, мм, дм, м, км
  Если ответ в задаче не написан, задача считается нерешенной.
  зеленая анимация

 Информация  с сайта начальной школы "Солнечная страна".
 Пройдите по ссылке:

«Памятка – это вербальная модель приема учебной деятельности,
то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять
какое-либо учебное задание (упражнение)». 
По характеру представления содержания можно выделить определенные виды памяток: 1. Памятка-алгоритм, в котором рекомендуется работа алгоритмического характера:
все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий (шагов),
но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
3. Памятка-совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность)
осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходящие для него лично, - дело самого учащегося.
4. Памятка-показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или
иных действий с соответствующим их контролем.
5. Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование учащихся, раскрытие перспектив их деятельности и т.п.



Памятка-инструкция
по самоподготовке
  1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.
  2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.
  3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.
  4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
  5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.
  6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
  7. Начинай самоподготовку в определённом порядке.
  8. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.
Памятка
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»
  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.
Памятка
Правила списывания предложения или текста
  1. Прочитай предложение, текст.
  2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
  3. Прочитай внимательно каждое предложение.
  4. Запомни, как пишутся слова в предложении.
  5. Списывай частями или целыми предложениями.
  6. Проверь, правильно ли ты списал.
Правило-совет для читателя
  1. Старайся читать вслух, не торопись , глубже вникай в смысл прочитанного.
  2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
  3. Закрывая книгу, подумай , чему она тебя научила.
  4. Умей беречь книгу!
Памятка
«КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ?»
  1. Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче.
  2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
  3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
  4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?
  5. Составь план решения.
  6. Выполни решение.
  7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.
Памятка – совет родителям
Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.
Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
Обычно, когда ребенок возвращается из школы,его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»
Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»
Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай», скажите лучше «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду».
Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!».
Скажите ребенку: «Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль», не будь и грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».
Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.
Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.
Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.
Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалось у ребенка не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым.
В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Этим Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий